tag:blogger.com,1999:blog-89523367284146388972024-03-07T21:03:25.170-08:00ткани растенийshitik o.b.http://www.blogger.com/profile/16430522524813804459noreply@blogger.comBlogger1125tag:blogger.com,1999:blog-8952336728414638897.post-75216325884971828442008-03-26T17:25:00.000-07:002008-03-26T17:27:29.525-07:00Тема: «Ткани растений»Цель: изучить особенности строения тканей растительных организмов, сформировать умение доказывать зависимость строения растительной ткани от выполняемой функции, продолжить формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать, работать с микроскопом и микропрепаратами.<br />Тип урока: комбинированный, лабораторная работа.<br />Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.<br />Структура урока:<br />1. Актуализация знаний.<br />2. Понятие «Ткань» и «Межклеточное вещество»<br />3. Растительные ткани. Строение и функции<br />4. Лабораторная работа<br />5. Закрепление. Итоги урока.<br />Оборудование: учебники, микроскопы, микропрепараты «Поперечный срез листа», «Строение корня», рельефная таблица «Клеточное строение корня», таблицы «Корень и его зоны», «Внутреннее строение листа», рисунки учебника по данной теме.<br /> <br />Ход урока:<br /><br />1.<br /><br />Деятельность учителя<br />Деятельность учеников<br />1. Проводит тестирование по предыдущей теме<br />Пример теста:<br />1) Какой тип деления не сопровождается редукцией (уменьшением) числа хромосом?<br />А) митоз<br />Б) мейоз<br /><br />2)Сколько Клеток образуется в результате митоза (1) и мейоза (2)<br />а) одна<br />б) две<br />в) три<br />г) четыре<br /><br /><br /><br />Выполняют в контрольной тетради тестирование:<br />1) А<br /><br /><br /><br />2) 1б 2г<br />2. Проводит биологический диктант (проверка терминов): митоз, мейоз, гаплоидный набор, гомологичные хромосомы, веретено деления, интерфаза, хроматиды и т.д.<br /> Собирает тетради на проверку<br />Пишут биологический диктант в контрольных тетрадях.<br /><br /><br />2. Представим, что нам дано необычное задание: построить живое растение. Не в жизни, конечно, - природа это сделает и без нас – а на бумаге. Точно так же, как архитектор линию за линией вычерчивает схему дома или завода, и мы попробуем создать чертеж растения.<br />В доме должны быть все необходимые для жизни приспособления: окна для поступления воздуха, трубы для воды. Никому не нужен дом, в котором нет ни окон, ни дверей, трубы которые не проводят воду. Мы тоже должны позаботится о том, чтобы построенное по нашей схеме растение могло питаться и расти, дышать и защищать себя от неблагоприятных условий окружающей среды. <br />Здание, как известно, строится из различных материалов – кирпичей, досок, железной арматуры. Все живое строится из единых «кирпичиков» – клеток. Клетки могут быть совершенно различными даже в одном растении.<br />Найдите в учебнике в параграфе 5 разделе «ткани растений и животных» (стр. 30 – 31 учебник Н.И. Сонин «биология «живой организм») определения ткани и межклеточного вещества. Запишите их в тетрадь (учащиеся находят определения в учебнике и записывают:<br />Межклеточное вещество – это особенное вещество, соединяющее клетки одной ткани между собой.<br />Ткань – совокупность клеток, сходных по строению, происхождению, выполняемым функциям и межклеточного вещества.)<br /><br />3. Далее работаем с текстом учебника и иллюстрациями к нему.<br /> - выпишите из текста названия растительных тканей и их примеры (учащиеся выписывают разновидности растительных тканей в тетрадь)<br />Растительные ткани:<br />1. Образовательная (зародыш)<br />2. Покровная (кожица, пробка)<br />3. Механическая (скорлупа грецкого ореха)<br />4. Проводящая (сосуды)<br />5. Основная (мякоть листа)<br /><br /><br />Составим сравнительную таблицу по тканям растительного организма (учащиеся самостоятельно заполняют таблицу по тексту учебника):<br /><br /> Название ткани<br />Месторасположение<br />Особенности строения<br />Выполняемые функции<br />1.Образовательная<br />Кончик корня побега, зародыш<br />Клетки мелкие, с крупными ядрами, совсем нет вакуолей<br />Постоянное деление, обеспечение роста растения<br />2. Покровная<br />Кожица листа, пробковые слои стволов деревьев<br />Клетки могут быть живые и мертвые. Оболочки толстые и прочные. Плотно соединены друг с другом<br />1. Защита от повреждений, неблагоприятных воздействий<br />2. Связывает растение с внешней средой:<br />а) устьица<br />б) чечевички ( дыханеи и испарение)<br />3. Механическая<br />Скорлупа грецкого ореха, косточка абрикоса, волокна стебля<br />Клетки с утолщенными, одревесневшими оболочками. Живое содержимое часто отсутствует. Особые каменистые клетки. Волокна.<br />1. Опорная<br />2. Защитная<br />4. Проводящая<br />Корень, стебель, лист<br />Клетки могут быть как живыми (сетовидные трубки), так и мертвыми (сосуды), вытянутые в длину<br />Проведение воды с растворенными в ней минеральными и органическими веществами.<br />5. Основная<br />Мякоть листа и плодов, сердцевина стебля и корня, мягкие части цветка<br />В клетках мякоти листа содержатся хлороплаты<br />1. Фотосинтез<br />2. Запас питательных веществ<br /><br />4. А теперь перейдем к практической части изучения темы. Выполните по инструктивной карточке лабораторную работу и оформите отчет по ней (учащиеся работают с микроскопами, рассматривают микропрепараты, делают зарисовки и оформляют отчет по лабораторной работе)<br /><br />Лабораторная работа №1 «Ткани растений. Микропрепарат «корневой чехлик и корневые волоски»<br /><br />Цель: установить связь особенностей строения образовательной ткани с выполняемыми функциями и местом расположения.<br /><br />Ход работы:<br /><br />1. Рассмотреть препарат кончика корня<br />2. Найти корневой чехлик и корневые волоски<br />3. Зарисовать препарат и сделать подписи к рисунку<br />4. Сделать выводы по лабораторной работе о строении образовательной ткани и значению.<br /><br />Лабораторная работа №2<br /><br />Цель: установить связь между особенностями строения тканей и выполняемыми функциями на примере тканей листа камелии<br /><br />Ход работы:<br />1. Рассмотреть поперечный срез листа камелии. На препарате найти кожицу с устьицами. На какой стороне листа находятся устьицы?<br />2. Рассмотреть прозрачные, бесцветные ткани верхней кожицы листа. Какова форма клеток? Есть ли между ними межклетники?<br />3. Найти между верхней и нижней кожицами листа клетки мякоти или основной ткани. Почему эти клетки имеют зеленый цвет?<br />4. Рассмотреть наиболее крупный проводящий пучок в центре листа. В его верхней части располагаются сосуды, по которым проходит вода и минеральные вещества. Ниже располагаются ситовидные трубки, по которым перемещаются растворы органических веществ. Рядом можно рассмотреть волокна, имеющие утолченную оболочку. Какое значение имеют эти волокна?<br />5. Сделать рисунок и надписи к нему<br />6. Оформить лабораторную работу и записать выводы.<br />Как дом состоит из множества материалов, так и растения состоят из множества тканей.<br /><br />Домашнее задание: изучить раздел № 5 до тканей животных, таблицу, дооформить лабораторные работы. <br /><br /><br />Запасающая ткань в клубне картофеля<br /><br />Основная ткань листа<br /><br />Проводящая ткань (ситовидные трубки)<br />Каменистые клетки в мякоти плода груши<br /><br />Образовательная ткань в конусе нарастания стебля<br /><br />Чечевичка на ветке бузины<br /><br />Заполняя таблицу учащиеся пользуются рисунками учебника НИ Сонин 6класс Биология Живой организм <br />Стр30 -31<br /><br /> <br />Специфическая шкала оценки<br />№ п/п уч-ся<br />ФИО учащегося<br />Содержание<br />Организация<br />Речевое оформление<br />Интонационный рисунок, произношение<br />Итоговый балл<br />Актуализация знаний<br />Работа с текстом учебника<br />Даны ответы на вопросы учителя<br />Лабораторные работы<br />Итоговый балл х2<br />Соответствие формата оформления таблицы<br />Грамотно используют наглядные материалы<br />Учащиеся соблюдают нормы вежливости<br />Итоговый балл х2<br />Параметры единой шкалы<br />Параметры единой шкалы<br /><br />2shitik o.b.http://www.blogger.com/profile/16430522524813804459noreply@blogger.com0